Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района
официальный сайт
Главная

Информирование населения об экологическом просвещении на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района

  • Информирование населения об экологическом просвещении на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района


    Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

    Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

    Так, согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»" (далее -Федеральный закон № 7-ФЗ).

    В силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - это в том числе деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

    Статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

    - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

    - обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

    - соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

    - организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

    На основании ст. 71 вышеуказанного Федерального закона в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

    Статьей 74 названного закона установлено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального"-использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется также органами местного самоуправления.

    В условиях сложной экологической обстановки в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. Так, в рамках своей деятельности администрация Брюховецкого сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, района и региона в целом, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводит месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории поселения, посадке деревьев и цветов. На сайте Администрации помимо прочего размещается информация о введении карантинных периодов, пожароопасных периодов. Информация о проводимых экологических мероприятиях размещается в разделе Новости.

    В соответствии с изменениями, внесенными в статью 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с01.01.2019 года к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отнесена также и организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

    Интернет-ресурсы экологической направленности

    Система охраны природы в Российской Федерации

    В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

    1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

    2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

    3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

    4) юридическая ответственность правонарушителей.

    В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

    Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

    Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

    • природоохранное;
    • природоресурсное законодательство.
    • Земельный кодекс РФ;
    • Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
    • Лесной кодекс РФ;
    • Водный кодекс РФ;
    • Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
    • а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.

    В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

    В подсистему природоресурсного законодательства входят:

    В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

    Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

    По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Федеральным законом «Об охране окружающей среды» закрепляются следующие правовые положения:

    • основы управления в области охраны окружающей среды;
    • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
    • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
    • нормирование в области охраны окружающей среды;
    • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
    • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
    • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
    • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
    • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
    • научные исследования в области охраны окружающей среды;
    • основы формирования экологической культуры;
    • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

    Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 18 указанного нормативного акта установлено, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…».

    Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

    На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

    Природоохранительные министерства и ведомства также наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции.

    Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

    Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

    Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

    Общее законодательство:

    1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
    2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ.
    3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

    Законодательство об экологической безопасности:

    1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
    2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
    3. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
    4. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
    5. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ.

    Законодательство о радиационной безопасности населения:

    1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.
    1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
    1. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

    Законодательство об использовании и сохранении природных ресурсов:

    1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
    2. Водный кодекс Российской Федерации.
    3. Земельный кодекс Российской Федерации.
    4. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
    5. Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 N 2395-I.
    6. Лесной кодекс Российской Федерации.
    7. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
    8. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ.

    Экологическая ситуация в Брюховецком сельском поселении Брюховецкого района в целом благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов. Ежегодно на территории поселения проводятся работы, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, организуются и проводятся субботники по благоустройству территории поселения.

    Администрация Брюховецкого сельского поселения убедительно призывает граждан, проживающих на территории нашего поселения, а также предпринимателей и юридических лиц, ведущих на территории сельского поселения свой бизнес, соблюдать требования законодательства в сфере экологии.

    Берегите природу и ее экологическое состояние!




Возврат к списку